Горячая линия по России

8 800 350-84-13, доб. 423

звонок бесплатный

Москва и МО

+7 499 938-51-46

звонок бесплатный

Санкт-Петербург

+7 812 467-39-61

звонок бесплатный

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)
Нарушение считается оконченным с момента, когда деньги фактически списаны не по назначению

Нецелевое использование денежных средств государственного бюджета признается правонарушением, за совершение которого виновнику грозит ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях или Уголовным кодексом. Назначение конкретной санкции проходит с учетом социальной опасности содеянного, а также зависит от суммы неправомерных трат.

Общие положения

Понятие нецелевого использования бюджетных средств (далее сокращенно НИБС) зафиксировано в ст. 306.4 БК РФ. Такие манипуляции предполагают нарушение регламента по расходованию финансов, выделяемых из бюджетной системы государства.

Важно! Цели, на которые должны тратиться деньги налогоплательщиков, устанавливаются конкретными актами — нормами профильного законодательства, росписями и сметами, специальными договорами или лимитами бюджетных обязательств. Все, что находится вне содержания этих документов, расценивается как нарушение закона.

Субъект может расходовать ресурсы не по установленным направлениям полностью или частично, однако в любом случае такое поведение неправомерно. Финансы должны использоваться четко по назначению. Все траты из казны осуществляются согласно классификатору бюджетных расходов. Организация, которая получила деньги, обязана распределить поступление согласно утвержденным предписаниям. Это касается как типа расходов, так и их объемов.

Анализ сложившейся судебной практики демонстрирует, что наиболее типичные нарушения в сфере НИБС — это оплата услуг, которые вообще не предусмотрены в годовых финансовых планах либо должны оплачиваться за счет других поступлений, например, из внебюджетных фондов. Часто учреждения незаконно финансируют других субъектов, выплачивают коммунальные долги за недобросовестных арендаторов. Также встречаются прецеденты, когда застройщиком незаконно тратятся выделенные деньги на строительство, не предусмотренное сметами.

Наказание для виновного лица

Ответственность за растрату выделенных из вышестоящего бюджета денег наступает в рамках административного или уголовного производства. В первом случае применяются менее суровые санкции, закрепленные в действующем КоАП. Особо опасные деяния подлежат уголовной каре, после отбывания которой осужденный получает статус судимого лица.

Административное наказание

Ст. 15.14 КоАП предусматривает санкции за НИБС. Правонарушение заключается в том, что госсредства распределены получателем на цели, не предусмотренные условиями финансирования. Важно, что надлежащие направления использования денег в таком случае обязательно должны определяться конкретными документами – росписями, уведомлениями, сметами.

Вопрос:

Кто считается получателем госфинансирования?

Ответ:

В качестве получателей выступают органы госвласти, органы местного самоуправления или местной администрации, органы управления внебюджетными фондами, учреждения, имеющие право на исполнение государственных обязательств.

Нарушение считается оконченным с момента, когда деньги фактически списаны не по назначению. Например, учреждение получило 200 000 ₽ на проведение текучего ремонта в главном корпусе. Однако реальная стоимость ремонтных работ составила 10 000 ₽, а остальное ушло на покупку компьютерной техники. С того момента, когда сумма была расходована на приобретение компьютеров, правонарушение является завершенным.

Объект проступка — это отношения в сфере финобеспечения бюджетных организаций, государственные финансовые интересы, порядок расходования ассигнований, субвенций, дотаций, кредитов и других поступлений.

Субъект правонарушения — это получатель бюджетных средств, а также конкретное должностное лицо, проигнорировавшее предписания закона. Субъективная сторона — вина в форме умысла, субъект целенаправленно распоряжается ресурсами неправомерно. Объективная сторона выступает в форме активных действий.

Важно! Проверить правильность расходования вверенных финансов не всегда реально. Если на счету у получателя остаток больше суммы госфинансирования, определить направленность трат невозможно. Для выявления факта нарушения необходимо, чтобы остаток не превышал ассигнование.

Правонарушение, описанное в ст. 15.14 КоАП, карается штрафом 20000-50000 ₽ для должностного лица или в пределах 5-25% суммы, потраченной незаконно, для юрлица. Кроме этого провинившегося сотрудника могут дисквалифицировать на период от 1 до 3 лет.

Уголовные санкции

Уголовная ответственность за НИБС закреплена ст. 285.1 УК РФ. Объективная сторона этого преступления фактически такая же, как и в случае с административным проступком. Однако главным отличием преступного акта выступает цена вопроса. Если объем потраченного не превышает полтора миллиона, отвечать придется согласно положениям КоАП. Все, что больше – уже сфера действия уголовного законодательства.

Субъектом преступного посягательства выступает должностное лицо организации-получателя финансирования. Субъект действует умышленно, целенаправленно расходует деньги на непредусмотренные бюджетом нужды.

Расходование ресурсов в крупном размере (более 1,5 млн) — это преступление небольшой тяжести, за совершение которого применяется одно из указанных в части 1 наказаний:

  • штрафное взыскание — 100000-300000 ₽ или в суме общего дохода осужденного за 1-2 года;
  • принудительные работы — до 2 лет, иногда с дополнительной санкцией в виде запрета занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • арест — до полугода;
  • лишение свободы — до 2 лет, в отдельных случаях – аннуляция права на замещение определенной должности или занятие определенной деятельностью на 3 года.

Если преступники действовали группой от 2 человек или растрата превысила отметку в 7000000 ₽, кара ужесточается. Подобное поведение считается преступлением средней тяжести и квалифицируется по части 2 ст. 285.1 УК. Возможны такие санкции:

  • штраф — 200000-500000 ₽ или в размере суммарного дохода подсудимого за 1-3 года;
  • принудительные работы — до 5 лет;
  • лишение свободы — до 5 лет.

В двух последних случаях возможно дополнительное наказание — запрет занимать должность или заниматься государственной службой до 3 лет.

Субсидии на выполнение государственного или муниципального задания

Бюджетным учреждениям для выполнения поставленного задания в установленный срок может выделяться субсидия. Перечисление средств проходит согласно утвержденным графикам. При невыполнении задания остаток подлежит возврату. Суммы определяются согласно итоговым отчетам. При этом субсидию запрещается направлять в капвложения.

Если задание выполнено, то руководитель может избежать наказания за ненадлежащее расходование. Но при недостижении обозначенных задач, виновника оштрафуют на основании ст. 15.15.5-1 КоАП.

Целевые субсидии

Законность использования целевой субсидии проверяют, исходя из предписаний БК и содержания соглашения о предоставлении субсидирования. Кроме этого расходование должно отвечать требованиям, установленным Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, и целевым программам, в рамках которых реализуется финансирование.

При проверке целевой направленности применяются коды бюджетной классификации. Как правило, при утверждении порядка субсидирования предусматривается условие о возврате госсредств, использованных не по целевому назначению.

Важно! Субсидия может перечисляться на счет учреждения для возмещения затрат владельца счета, если последний потратил собственные средства на направления, которые должны покрываться госфинансированием. Начисление процентов при таких обстоятельствах — это доходная операция. Поэтому подобные манипуляции не считаются НИБС.

Средства ОМС

Обязательное медицинское страхование — это специальная система, функционирующая для обеспечения права граждан на получение обязательной медпомощи. Наиболее частыми примерами неправомерной растраты фондов ОМС выступает оплата стоимости услуг, которые не покрываются соответствующими территориальными программами, либо осуществление расходов, не внесенных в структуру тарифов возмещения стоимости медпомощи.

Правильность использования госфинансирования проверяется на основе данных, указанных в регламентирующих документах, сметах, тарифах. Документация, в свою очередь, должна соответствовать критериям, зафиксированным ФЗ №326.

Ответственность за растрату, совершенную УК, ТСЖ, СНТ

Субъекты, которые управляют объектами жилой недвижимости либо дачными товариществами, не входят в систему государственных или муниципальных структур. Руководство таких образований не считается должностным персоналом. Незаконная растрата, выявленная в ТСЖ или допущенная управляющей компанией, квалифицируется по-другому.

Управляющая организация относится к коммерческим объектам. Взаимоотношения между управленцем и жильцами регулируются заключенным договором, Жилищным кодексом, другими нормативными актами, уставными документами. При этом УК не вправе тратить полученные деньги самовольно. Собрание собственников уполномочено потребовать финансовый отчет. ТСЖ и СНТ – некоммерческие структуры. Они создаются как особая форма управления имуществом граждан. Все основные решения принимаются общим собранием, которому также отчитываются председатель и правление. Финансовый надзор входит в компетенцию ревизионной комиссии.

Если управленец незаконно тратит вверенные ему ресурсы, можно в порядке гражданского судопроизводства попытаться отсудить нанесенный ущерб. Для этого нужно подготовить исковое заявление, в котором навести доказательства незаконного поведения и указать сумму убытков. Сотрудник, виновный в хищении денежных средств, должен также нести наказание согласно соответствующей статье УК, например, ст. 158 «Кража» или 159 «Мошенничество». Кроме этого нарушитель поддается дисциплинарному взысканию согласно нормам трудового законодательства.

Заключение

Деньги из бюджета используются строго по направлениям, обозначенным специальной финансовой документацией. Субъект, виновный в НИБС, несет ответственность за содеянное согласно нормам уголовного, трудового, административного или гражданского законодательства.  Руководитель управляющей компании, товарищества собственников жилья или садового некоммерческого товарищества не признается субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК.

Добавить комментарий


Поделиться в соцсетях

Последние комментарии

Наши юристы обладают большим опытом работы
и безупречной репутацией. Мы предлагаем простой стиль изложения, доступный каждому. Вы можете рассчитывать на бесплатную консультацию, помощь в решении проблем, разъяснение норм закона. Руководство сайта
не несет ответственности за использование размещенной
на сайте информации.

Контактные данные

© 2018—2020 Бесплатные юридические консультации онлайн
Яндекс.Метрика

Задать вопрос

Имя
Мобильный телефон

Чтобы наш юрист смог оперативно с Вами связаться

Электронная почта

На неё придёт обратный ответ

Ваш вопрос

Я даю согласие на обработку своих персональных данных

Ваш вопрос успешно отправлен!
Мы свяжемся с Вами
в ближайшее время.